Статьи / Безопасность в туризме / Опасности в туризме мнимые и действительные

Опасности в туризме мнимые и действительные

Цифры подтверждают, что туризмом увлекается преимущественно молодежь, слабо подготовленная к путешествиям, не умеющая преодолевать элементарные препятствия, пренебрегающая правилами поведения в горах.

Наряду с плановым широкое распространение в Крыму получил самодеятельный туризм — пешеходный, спелеологический (пещерный), спортивное скалолазание. Самодеятельные туристы являются членами секций коллективов физкультуры, ведомственных и городских клубов туристов. Путешествуют они с разрешения той или иной организации, выдавшей маршрутные документы (маршрутный лист, книжку д.) перед которой они обязаны после прохождения маршрута отчитаться. Маршрут, сроки его прохождения, состав участников, их спортивная и физическая подготовка, соответствие опыта руководителя и участников группы сложности намеченного путешествия проверяются и утверждаются маршрутно-квалификационными комиссиями. И только после обязательной регистрации в Контрольно-спасательной службе, осуществляющей контроль за прохождением намеченного маршрута и соблюдением мер безопасности, группа имеет право начать путешествие.

Особые требования к подготовке похода, спортивному опыту участников и контроль за их движением по маршруту повышают ответственность руководителя за соблюдение правил путешествия и дисциплинируют участников, а в итоге способствуют снижению количества происшествий с самодеятельными туристами.
За 15 лет все виды спортивного туризма дали 6% случаев гибели и 20,5% травм. Скалолазы — соответственно 3,5 и 12,5, спелеологи —1,5 и 4, спортсмены пешеходного туризма —1 и 4%. Небольшое количество пострадавших среди самодеятельных туристов-пешеходников можно объяснить, во-первых, тем, что проложенные по горному Крыму маршруты не превышают 2-й категории сложности. Во-вторых, основной контингент самодеятельных туристов, путешествующих по Крыму, представлен малоопытными и новичками, только вступающими в большой туризм. Отсутствие опыта здесь компенсируется повышенной осторожностью и самым серьезным отношением к мерам безопасности. В-третьих, на крымских маршрутах туристы из многих районов страны проходят официальную проверку, дающую право быть руководителями сложных путешествий. Все это положительно сказывается на снижении аварийности туристских походов. По неполным данным, в Крыму за 15 лет спелеотуристы всех категорий 18 раз терпели аварии и чаще всего в весенний и летний периоды. Характерно, что 66,6% несчастий за весенние месяцы падает опять-таки на несколько дней майских .праздников. Это связано, с одной стороны, с повышенной опасностью посещения пещер и шахт в связи с поступлением в них талых и дождевых вод, а с другой, с массовым наплывом приезжих групп спелеологов в эти дни. Отметим также, что 90 % аварийных ситуаций возникли в вертикальных полостях.

Несчастные случаи с туристами могут произойти на любом участке спелеомаршрута. Примечательно, что почти 1/3 пострадавших попала в затруднительное положение еще на подходе к карстовым полостям.

Приведем список полостей, посещение которых сопровождалось чрезвычайными происшествиями: шахты Каскадная, Трехглазка, Вдовиченко на Ай-Петри, Трещинная на Чатырда-ге, Студенческая и Крубера на Караби-яйле, Аверкиева на Долгоруковском массиве; пещеры Ставрикайская, Висячая, Скельская на Ай-Петри, МАН в районе Северной Демерджи.

Наряду с плановыми и самодеятельными туристами существуют, к сожалению, и неорганизованные, или «д икие», туристы. На их долю приходится 92% всех погибших, 70,2% травмированных, 87% потерявших ориентировку и 100% застрявших на скалах.
Эти цифры показывают, как дорого приходится платить за так называемую «свободу действий», приобретенную игнорированием существующих правил организации путешествий, пренебрежительным отношением к секциям и клубам туристов, самовольными, без регистрации в Контрольно-спасательной службе, выходами в горы. Один — два таких благополучно свершившихся похода порождают уверенность в том, что ничего и никогда не случится.

Повышенная аварийность неорганизованных путешествий — закономерное явление, так как ни одно из них не подкрепляется достаточной технической, физической и моральной подготовкой участников. Такие походы не являются школой спортивного мастерства, не дают настоящего туристского опыта. Наоборот, проведенные на «авось», они порождают лихачество, безрассудство, безответственность, извращенное понятие о долге и обязанностях. Первое же серьезное испытание вызывает у таких туристов чувство беспомощности и ощущение безвыходности, вызывает апатию вместо быстрой реакции и решительных действий, направленных на ликвидацию аварийной ситуации и спасение товарищей по походу.

Вспомним один трагический случай, который произошел зимой.

...Их было девять — все из Симферополя. О прогулке к домику на Долгоруковской яйле договорились сразу: заснеженные горы, снег и санки — лучше отдыха не придумать.
Двое, Лена К., ученица 10-го класса 27-й школы, и Валентин Ж., учащийся 26-го ГПТУ, ушли к домику раньше, чтобы через сутки встретить там основную группу. Светлана 3., Лилия Г., Юрий С, Игорь Б., Владимир К., Александр П. и Юрий М. поздно вечером 5 января собрались в условленном месте и только в начале десятого сошли с троллейбуса у с. Перевального, откуда направились в сторону Красной пещеры.

Перед входом в Кизил-Кобинское ущелье свернули на гребень Долгоруковского массива и стали подниматься на яйлу. Днем и в сухую погоду подъем по гребню занимает максимум час времени. Ночью и в метель, которая разыгралась У них на глазах, идти было трудно, а по сыпучему снегу — вдвойне. Они, естественно, постарались компенсировать потерю времени быстрой ходьбой. Один из участников похода — Юрий М.—не выдержал взятого темпа подъема на гору, почувствовал себя плохо. Видимо, в начале он не признавался, что ему тяжело идти в ногу со всеми. Задыхаясь, он крепился, старался не отставать...

Минутная остановка не может восстановить утраченные силы — нужен длительный отдых. Но долго стоять без движения на ветру ни у кого не было желания. Юрия М. начали торопить, подгонять и, несмотря на все ухудшающееся состояние, тащить наверх. Группа остановилась только тогда, когда Юрий М., окончательно обессиленный, упал и потерял сознание.

Тогда его завернули в одеяло и полиэтиленовую пленку, оттащили в ложбину и стали ждать, когда он согреется. Согреется на снегу, в двадцатиградусный мороз с ветром 15—19 м/сек?! Юрий скончался. Слишком поздно было принято единственное и правильное решение — спускаться в долину. Все благополучно добрались до с. Перевального и уехали домой, оставив двоих, чтобы показать врачам и спасателям место гибели Юрия М.
Они были уже дома, в тепле, для них закончилась жуткая холодная ночь, а трагедия на яйле продолжалась.

Двое в домике ждали всех до утра 6 января. Группа не пришла. Тогда они решили возвращаться в Симферополь. В 300 метрах от домика их настиг буран, скрывший все ориентиры. Им бы вернуться в домик, но они продолжали идти, хотя яйлу знали плохо. Только через сутки, 7 января, к домику лесника на Буковом кордоне вышла Лена К., обмороженная и обессиленная. Ее спутник Валентин Ж., неподвижно лежащий на снегу, позднее был обнаружен с вертолета. Он был мертв.
Прогулка в горы по знакомому, не раз пройденному маршруту обернулась трагедией, потому что все участники этого похода с самого начала ничего не сделали, чтобы ее предотвратить. Что же привело к трагедии на Долгоруковской яйле?

Деление группы на две неравноценные по числу людей и срокам выхода, что делать не рекомендуется.
Поздний выход на маршрут при неблагоприятных погодных условиях. Участники похода выехали из города в восьмом часу вечера, подъем на яйлу начали около десяти. Передвижение по яйле ночью даже летом не безопасно из-за открытых трещин, отверстий колодцев и шахт, многочисленных скальных уступов. Зимой, в метель и ночью, дорога становится еще опасней.
Быстрый темп ходьбы на подъеме. По правилам скорость движения определяется по тому, кто идет медленнее. Но неорганизованные группы этого правила не придерживаются: всех ведет какой-нибудь «бывалый турист», который в гору «прет на всех парах», не Считаясь с возможностями остальных участников.
Отсутствие руководителя, несущего ответственность за всех. В неорганизованных группах каждый сам себе голова, никто ни за кого не отвечает.
Физическая и моральная подготовка участников похода. Юрий М. не выдержал темпа ходьбы. Несмотря на частые остановки, брошенный рюкзак, состояние его все ухудшается. Назревает опасная ситуация, но участники похода не подготовлены морально к тому, чтобы ее предотвратить. Надо было немедленно возвращаться: домик еще далеко, а ветер и мороз усиливаются по мере подъема на яйлу. Но группа продолжала упрямо двигаться вперед, тащила за собой обессилевшего товарища. И даже когда опасная ситуация стала критической — Юрий М. потерял сознание,— каждый продолжал думать только о себе. Пострадавшему необходима срочная помощь, и она близко — там, внизу, откуда они пришли, всего в 4—5 километрах. Но для этого надо возвратиться, нести на себе пострадавшего... Здесь перечислена только часть ошибок, допущенных группой до и в момент аварии, так как эти ошибки лишь предопределили и ускорили несчастье. Главная же причина — преступное равнодушие и черствость участников похода к товарищу, попавшему в беду.

В городе все они были «друзьями», а первое же испытание показало, насколько прочна их «дружба». Оказать помощь терпящему бедствие, все сделать для спасения жизни пострадавшего — это простой человеческий долг. А как повели себя друзья Юрия М.? Вместо того, чтобы действовать быстро и решительно: скорей нести пострадавшего в тепло, к врачам, они ждали, сидя в стороне, пока потерявший сознание Юрий М. сам справится с недугом.
Больше того, они уехали домой, даже не вспомнив о тех двоих, что ушли к домику раньше: сумели ли они добраться туда, не нужна ли им помощь? Об этом никто не подумал, а главное — не сказал спасателям, которые наверняка успели бы предотвратить гибель Валентина Ж. О тех, на чьих глазах происходила трагедия на Долгоруковской яйле и кто ничего не сделал, чтобы предотвратить ее, с полным основанием можно сказать: «Не сдерживаемые внутренней дисциплиной, долгом, уважением к другим, такие люди под влиянием опасности превращаются в моральных уродов» *.

Эта трагедия убедительно свидетельствует, что самое страшное в походе — равнодушие, оно опаснее любых препятствий и даже нарушений мер безопасности.


*Штюрмер.Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные.

Посмотреть или добавить комментарии : (0)
Оценка пользователей : 0

Смотри так же:

Реклама: