Статьи / Безопасность в туризме / Паводки

Паводки

В условиях горного Крыма самое разумное не форсировать реку в период паводка, а дождаться спада высокой воды или спуститься вниз по долине до первого моста.

Быстрый, сравнительно кратковременный подъем уровнд воды в реке, возникающий нерегулярно, называется паводком. В паводок реки превращаются в бурные потоки, затопляя все вокруг. Случаи катастрофических паводков отмечены и на крымских реках, тех самых, которые в обычное время и «курица вброд перейдет».

На Крымском полуострове насчитывается 1657 рек и периодических водотоков общей протяженностью около 6000 км Преобладают мелкие реки длиной не более 10 км. Самая боль шая река — Салгир — имеет протяженность 232 км. По территории Крыма реки распределены крайне неравномерно. Густота речной сети увеличивается от района предгорья к Главной гряде и Южному берегу. Следовательно, при пересечении горного Крыма с севера на юг количество водных преград и препятствий (в виде ущелевидных балок и сухоречий) будет возрастать.

Для крымских рек характерен паводковый режим. У рек, берущих начало на северных склонах Главной гряды (Альма, Кача, Бельбек, Черная и др.), преобладает снеговое, а для рек Южного берега — дождевое питание. Обильные летние ливни, интенсивное снеготаяние весной и нередко зимой резко повышают уровень воды в реках, превращая их порой в свирепые грозные потоки. Зимние паводки повторяются чаще, чем летние, и отмечены на многих водотоках.

Катастрофичность зимних паводков до революции, когда реки не были зарегулированы водохранилищами, описывают многие очевидцы. «Зимние паводки, к сожалению, хорошо известны г. Симферополю, где мне самому не раз приходилось быть свидетелем (особенно в январе 1890 года) настоящего бедствия жителей слободы, где дети, застигнутые стремительным потоком, не раз погибали, а взрослые с опасностями для жизни спасали свои семейства»,— писал инженер А. В. Кондрат.

Для путешествующих наибольшую опасность представляют летние паводки, когда большинство рек полностью пересыхает или превращается в безобидные ручьи. Живописные речные долины с удобными местами для разбивки палаточного лагеря, наличие родников и зелени привлекают туристов: в сухую погоду они меньше всего ожидают беды от малоприметного Ручья или сухой балки. Туристы жмутся к воде, забывая о возможной опасности. Только дождь, и то непосредственно над лагерем, вызывает беспокойство, А если ливень далеко в верховье реки?

...В течение пяти лет экспедиция археологов исследовала стоянку древнего человека в районе горы Ак-Кая. Лагерь привычно размещался на склоне балки Красной, правого притока реки Биюк-Карасу. Пять лет балка была безнадежно сухой, поэтому на дно ее вынесли кухню, столовую, склад продуктов. Но однажды все исчезло, кроме сковороды, которую нашли в 400 м от лагеря. В этот день прошел слабый дождь над лагерем, но зато интенсивный в верховье балки. По дну ложбины промчался поток; Высота водяного вала превышала 1,5 м. Через два часа балка снова стала сухой как прежде.

Другой случай произошел с туристами в районе Бахчисарая. Группа остановилась в одной из балок у пещерного города Кыз-Кермен. С вечера накрапывал дождь, ночью он превратился в ливень. По балке прошел паводок, который затопил лагерь и унес две палатки со снаряжением. По чистой случайности люди не пострадали.

Необходимо учитывать, что в паводок уровень воды в реках поднимается на 2—3 и даже 4—6 м (реки Кача, Бельбек, Альма, Черная и др.), а первая надпойменная, или садовая, терраса, где обычно устраивают бивуаки туристы, возвышается над урезом воды на 1,5—2 м. Нельзя упускать из виду и то, что берега, сложенные рыхлыми отложениями, легко размываются и разрушаются. Известны случаи; когда после паводка на реках Кача и Альма многие мосты оказывались посреди русел. Вероятность прохождения паводка надо иметь в виду при движении по ущельям, при разбивке в них лагеря. О появлении паводка днем можно судить по резкому помутнению воды и нарастающей мощности потока. Не рекомендуем останавливаться на ночлег в балках с крутыми склонами и узким днищем: в таких местах водяной вал приобретает наибольшую высоту и скорость.
Несчастные случаи с туристами в паводки чаще происходят при переправах через реки. К трагическим происшествиям приводят невозможность определить характер дна реки из-за мутной воды, большая скорость потока и ненадежная страховка.

...В июне 1977 г. в районе с. Краснолесье проводился туристский слет школьников города Евпатории. Когда юные туристы прибыли к месту сбора, хлынул дождь. Руководители команды школы № 2, пожалев промокших ребят, решили идти с ними в село и там обсушиться. Левый приток реки Салгир — Тавельчук — из безобидного ручья на глазах превращался в мутный бурлящий поток, неукротимо набирающий силу. Дорога в село ведет по узкой долине и, петляя, не раз пересекает реку. Сначала школьники шли по дороге, затем начали форсировать поток с помощью шеста, держась за него как за перила. Во время второй переправы вода сбила с ног одного из руководителей, другой бросился ему на помощь. Оба с трудом выбрались из потока.

Шедшие впереди школьники самостоятельно организовали третью переправу. Под напором рассвирепевшего потока одна из школьниц упала и выпустила из рук шест. Вода мгновенно унесла ее на противоположную сторону реки и затянула под кусты. Через несколько минут захлебнувшуюся школьницу вытащили на берег.
Трагедии можно было избежать, имей руководители специальную туристскую подготовку и достаточный походный опыт.

Какие же ошибки были допущены в данной ситуации?

1. Слет проводился летом, когда любой дождь не угрожает здоровью: летние ливни интенсивны, но продолжаются не более двух часов Непогоду надо было переждать в лагере, укрывшись палатками или, несмотря на дождь, быстро установить их. После ливня разжечь костер и обсушиться.
2. Для перехода реки вброд следует искать участки с наименьшей глубиной и скоростью течения, с ровным без ложбин и крупных камней дном. Нельзя форсировать поток и без надежной страховки. Евпаторийские школьники переходили реку вброд там, где русло сужалось и имело большой уклон, т. е. там, где поток приобретал повышенную скорость. Страховка же, которую они применили в таких сложных условиях, вообще не выдерживает никакой критики. Отсутствие надежной страховки и безопасного брода вынудило бы даже опытных туристов повернуть назад или идти по склону до первого моста.
3. Руководители и участники похода не знали правил оказания первой помощи пострадавшему: потерпевшей стали делать искусственное дыхание, не удалив воду из дыхательных путей. По дороге в больницу девочка скончалась.
4. Значительная доля вины в этой трагедии ложится на оргкомитет слета, который, вместо того, чтобы помочь прибывшим оборудовать лагерь, разрешил туристам в непогоду покинуть место сбора.

Другой случай, не менее печальный, чем первый, произошел в 1972 г.
... Три девушки, на сей раз опытные инструкторы по туризму, закончили маршрут и вышли на асфальтированную дорогу. Все трудности остались позади. Девушки не предполагали, что беда поджидает их именно на дороге.
После таяния снега и дождя река Улу-Узень превратилась в грозный поток. Мост же через реку представлял собой насыпную дамбу с трубой, диаметр которой не был рассчитан на столь высокую воду. Образовался подпор воды, и ее излишки широкой лентой переливались через дорогу. Девушки решили идти вброд без разведки — глубина чуть выше колена, а вместо дна ровный асфальт.
Но дороги уже не было. Поток размыл насыпь вокруг трубы, и асфальт повис коржом над руслом реки. Этого из-за сумерек и мутной воды они не заметили. Асфальт обрушился, и образовавшийся водоворот затянул сначала одну из девушек. Двое, бросившиеся на помощь, провалились вслед за ней, все трое выбраться из бушующего потока так и не смогли.

Эти примеры свидетельствуют о том, что переправы через реки требуют к себе самого серьезного отношения. Надо обязательно разведать безопасный брод, выбрать наиболее подходящий и надежный способ переправы, соответствующую страховку. В условиях горного Крыма самое разумное не форсировать реку в период паводка, а дождаться спада высокой воды или спуститься вниз по долине до первого моста. Проигрыш во времени и расстоянии будет залогом безаварийности путешествия. Мы рассмотрели некоторые особенности рельефа Крымских гор и опасные для путешественников рельефообразующие процессы. Не менее серьезную опасность для путешествующих представляют погодно-климатические условия.

Посмотреть или добавить комментарии : (0)
Оценка пользователей : 0

Смотри так же:

Реклама: