Статьи / Безопасность в туризме / Зима на Ялтинской яйле

Зима на Ялтинской яйле

Ветер с морозом представляет серьезную опасность для путешествующих: длительное движение против ветра ведет к неизбежному переохлаждению организма, простудам. При скорости ветра 0,9—1,3 м/с организм отдает в 2 раза больше тепла, чем в безветренную погоду.

Погодные условия оказывают огромное влияние на организм человека. Природа наделила его надежными системами термозащиты и терморегуляции. С понижением температуры окружающей среды организм начинает экономить внутреннее тепло: кровеносные сосуды сужаются, приток крови к различным участкам тела уменьшается, уменьшается и теплоотдача. При этом, естественно, незащищенные участки тела охлаждаются сильнее, С охлаждением организм может бороться до тех пор, пока есть возможность восполнять внутреннее тепло. Когда организм начинает отдавать тепла больше, чем вырабатывать, наступает общее переохлаждение, «холодная усталость»: человек утрачивает способность к психической деятельности, становится вялым, безразличным. По словам полярного исследователя Р. Скотта, «человек в пургу должен не только поддерживать кровообращение... но и бороться против онемения мозга и отупения рассудка».

Соблюдение мер предосторожности при проведении зимних путешествий, соответствующая одежда в Крыму необходимы так же, как в северных районах страны. Почти ежегодно несколько туристов попадают в больницу с обморожением или переохлаждением. В отдельные годы один-два любителя зимних прогулок погибают. Так, зимой 1978/79 года два человека замерзли, три попали в больницы с разными степенями обморожения.

По многолетним данным, за год на вершинах Главной гряды бывает 125—145 дней с морозом, в предгорье — 110—120 и на Южном берегу—27—37. Самый холодный месяц — февраль.
Среднемесячная температура воздуха в феврале —4°, Бывает, что в горах температура падает до —30—32°, но такие морозы, как правило, держатся всего несколько дней. Резкое понижение температуры воздуха происходит при вторжении арктических воздушных масс.
Первые морозы в горном Крыму отмечаются в начале октября, а последние — в конце апреля — начале мая. На яйле даже в начале июня термометр нередко показывает ниже нуля.
Таким образом, температурный режим в зимний период не представляет собой серьезной опасности для путешествующих. И все же без происшествий и даже аварий не обходится.
Причина одних несчастий — беспечность и халатность в подборе личного снаряжения, которое бывает рассчитано на теплую погоду и кратковременность пребывания в горах. Хотя продолжительные оттепели зимой создают видимость устойчивого тепла, сезон остается зимним и, следовательно, одежда должна ему соответствовать. «Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда»,— гласит английская пословица. Вспомните ее, отправляясь на прогулку по зимнему лесу. Самонадеянность и безрассудство — причина других бед. С изменением погоды и легкий маршрут становится тяжелым. Турист, как и шахматист, обязан предвидеть ситуацию на много ходов вперед, чтобы иметь запасной вариант при любой неожиданности: природа не скупится на сюрпризы.

... В конце января 1968 г. десятиклассники одной из школ города Ялты решили совершить прогулку на Ай-Петри, чтобы покататься на лыжах. Собирался весь класс, но, к счастью, пошли не все. Утром на рейсовый автобус сели шестеро: трое парней и столько же девушек. Они доехали до водопада Учан-Су, еще 13 км одолели на попутной машине, потом пошли пешком. На 17-м км с гор спустилась метель. Благоразумие требовало повернуть назад, а они упрямо продолжали подъем, шли по глубокому снегу. До яйлы, где бушевал сильный ветер, оставалось метров пятьсот, но девушки совершенно обессилели. Решено было спускаться. Один смельчак все же решил идти на метеостанцию и просить о помощи. Преодолевая ураганный ветер, ползком, он добрался до метеостанции, откуда по телефону сообщили в Ялту о случившемся.

Пятеро школьников спустились только до 18-го км, а дальше девушки идти не смогли. Сделав кое-как временное укрытие, стали ждать помощи. Она пришла, но для одной из участниц этой прогулки — семнадцатилетней Любы Ш.— слишком поздно. Остальные были доставлены в больницу. Путешествовать в снегопад с ветром, в метель очень опасно: метель резко сокращает горизонтальную видимость, быстро заметает следы и тропы, окружающая местность становится совершенно неузнаваемой.

... В феврале 1969 г. шестеро студентов Днепропетровского горного института поднялись на Чатырдаг, чтобы осмотреть пещеры. На ночлег остановились в пастушьем домике. К утру разыгралась метель, температура воздуха упала ДО -12°.
Двое ушли за дровами и... исчезли. Обеспокоенные долгим их отсутствием, оставшиеся четверо попытались организовать поиски, но из-за ограниченной видимости отделались криками. Прождав до вечера, решили возвращаться без пропавших. Уже снизу на автотрассе узнали, что двоих сильно обмороженных студентов подобрал у с. Перевального водитель троллейбуса, который и доставил их в больницу.

Метели в горном Крыму часты в январе и феврале, но отмечаются и в ноябре, декабре. Все зависит от времени проникновения на полуостров циклонов. Продолжительность метелей — от нескольких десятков минут до 3—4 суток. Одна из самых длительных зарегистрирована на Главной гряде — она бушевала 106 часов. Наиболее коварны метели апрельские, так как их не ждут. Но апрельские метели — не такая уж и редкость, они бывают почти ежегодно.

Ветер с морозом представляет серьезную опасность для путешествующих: длительное движение против ветра ведет к неизбежному переохлаждению организма, простудам. При скорости ветра 0,9—1,3 м/с организм отдает в 2 раза больше тепла, чем в безветренную погоду. Встречный ветер снижает скорость идущего на 20—25%, оказывает отрицательное психологическое воздействие, вызывая у одних глухую раздражительность, у других неуемное возбуждение.

Перед выходом на маршрут следует поинтересоваться прогнозом погоды на весь период путешествия. В пути необходимо наблюдать за скоростью и сменой направления ветра. Если скорость ветра резко увеличивается — измените маршрут или найдите укрытие: лучше разбить временный бивуак и переждать непогоду, как это сделали однажды ялтинские туристы.

... В феврале 1973 г. они поднялись на яйлу. Стояла солнечная безветренная погода, но к вечеру все изменилось: налетел ветер, облака затянули небо, начался снегопад. В слепом урагане туристы наткнулись на полуразрушенную землянку и просидели в ней почти двое суток. Беда не стряслась, потому что они сразу оценили опасность сложившейся ситуации и своевременно воспользовались укрытием. Когда буран утих, туристы продолжили путь и благополучно вернулись домой. Ветер представляет опасность и в теплые сезоны года: он способен свалить камень со скального уступа, столкнуть человека с обрыва. Для путешествующих по горам особенно опасны ветры большой скорости, которые часты весной и в осенне-зимний период. Ветры ураганной силы 40—50 м/с характерны для вершин Главной гряды, в районе предгорья они не превышают 32—36 м/с, но и такие ветры приносят много бед: валят деревья, рвут линии электропередач, на обрывах вызывают камнепады. При ветре преодоление скальных маршрутов и открытых пространств на крутых склонах не рекомендуется.

В холодный сезон ветер влияет на перераспределение твердых атмосферных осадков по разным элементам рельефа. На Главной гряде за юд выпадает 600—1600 мм осадков. Из них 40% в виде снега. Снежный покров на яйле держится 100—120 дней, в предгорье—40—50 и на Южном берегу—10—12. Первый снег в горах выпадает в середине ноября и держится до середины апреля. Правда, за это время он может 2—3, а нередко и 6—7 раз стаивать.

Средняя мощность снежного покрова в Крыму незначительная: на плато Главной гряды 17—28 см, в предгорье—6—10 см, но в отдельные годы она возрастает соотвегсгвенно до 100—125 и до 47 см. Полностью покрываются снегом Ай-Петринская, Ялтинская, Никитская, Бабуганская яйлы, а остальные, расположенные восточнее, на 70—80%. На открытых безлесных участках плато мощность снежного покрова минимальна, зато в понижениях — на днищах и склонах карстовых воронок, временных водотоков, под уступами, скальными грядами снега скапливается в 3—4 раза больше. Подветренные склоны скальных гряд, гребней, уступов обычно обрастают нависающими снежными карнизами, которые под влиянием смены положительных дневных и отрицательных ночных температур уплотняются и покрываются твердой коркой.

Зимние переходы на яйле требуют максимальной осторожности и тщательного выбора безопасного пути. Многие трещины и узкие входы карстовых колодцев и поноров перекрываются снежными «пробками» и «досками», которые при нагрузке легко обрушиваются. Неправильно преодолевая снежные карнизы, туристы нередко падают с них, обрушивают большие массы уплотненного снега, и то и другое обычно заканчивается травмами. Снежные карнизы особенно опасны весной — не останавливайтесь под ними, не идите вдоль них.

Посмотреть или добавить комментарии : (0)
Оценка пользователей : 0

Смотри так же:

Реклама: